Кыргызы во времена монголо- джунгарского владычества (XIII-XVIII вв.) Монгольское завоевание Саяно-Алтая. Кыргызы в составе Монгольской империи

Добавил | 21.01.2021

К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактически
самостоятельных княжества, номинально входящих в одно «владение». «Киргиз и
Кэм-кэмджиут — две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно
владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут — большая река, одною стороною она
соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница — с рекой
Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с
(бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурен, доходя до пределов
области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями
и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из
коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также
близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники
многочисленны».1 Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний
Енисей) и Кемчик и соответствует Туве. Она граничит с Монгольским Алтаем, где
обитали найманы, и Восточными Саянами (Баргуджин — Токумом), верховьями
Селенги, где обитали туматы, баргуты и байауты. Область «Кыргыз» занимала
Минусинскую котловину. Через нее протекала «большая река Кэм-Кэмджиут»
(Енисей), сливаясь с «Анкарой-мурэн» (Ангарой) доходя до «области Ибир-Сибир»
(таежной Сибири). Восточнее обитали племена кори (курыканы).
Археологические памятники культуры Енисейских кыргызов XIII-XIV вв. н.э.
довольно точно соответствуют расселению кыргызов в этот период. Основная
масса кыргызских курганов монгольского времени сосредоточена в Минусинской
котловине (в области Кыргыз), имеются кыргызские памятники этого периода в
долине реки Кии (на окраине таежной области Ибир- Сибир). Объекты
кыргызской культуры XIII-XIV вв. н.э. в Туве — немногочисленны. Не обнаружены
кыргызские памятники монгольской эпохи на Алтае. Поэтому выделение на
Алтае особого «кыргызского княжества» в XIII веке, как это предполагает С.Г.
Кляшторный, не подтверждено источниками. Тем более неправомерно помещать
там «область Киргиз».
Каждая из областей «киргизов и кем-кэмджиутов» имела самостоятельного
государя. «Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое имя, — инал, а
родовое имя тех из этой области, кто пользуется уважением и известностью, —
иди. Государь ее был… (пропуск). Название другой области — Еди- Орун, государя
тамошнего называли Урус-инал».2 Иналы обеих областей принадлежали к одному
роду — «иди». Однако обе «смежные области» составляют одно «владение», что
может свидетельствовать в пользу сохранения номинальной сакрализованной

каганской власти, в то время как реальное управление сосредоточено в руках
иналов (наследников).
Судя по описанию пути монгольских послов к «киргизским эмирам и
начальникам», область Еди-Орун должна была находиться в Минусинской
котловине. «Сначала они прибыли в область, название которой… (пропуск), а
тамошнего эмира называли… (пропуск). После этого они (прибыли) в другую
область, название которой Еди-Урун, а тамошнего эмира называли Урус- инал».3
Границы кыргызских владений доходили до Ангары. «Та река (Анкара) находится
вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кем сливаются вместе.
Город тот принадлежит к области киргизов».4
В конце XII — начале XIII вв. н.э. монголы, разгромив найманов, завершили
подчинение тюркских и монгольских племен в западной Монголии и Джунгарии.
Потерпевший поражение найманский хан Буюрук бежал «в область
Кэм-кэмджиут, принадлежащую к местностям, входившим в область киргизов».5
Тэмуджин поставил правителем завоеванных племен Хорчи, которому
повелел: «Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор». Под
власть Хорчи были отданы лесные племена. «Пусть Хорчи владеет не только
тремя тысячами бааринцев, — повелел он, — но также пополненными до тьмы
адаркинцами, чиносцами, толесами, теленгутами совместно, однако, с
(тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям
вплоть до Приэрдышских лесных народов, пусть он также начальствует над
тьмою лесных народов. Без разрешения Хорчи лесные народы не должны иметь
права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов — нечего
задумываться».

Скачать реферат Кыргызы во времена монголо- джунгарского владычества.