1. Устный ответ
Критерии оценивания устного ответа
Устный ответ должен быть:
а) правильным на основании изученных теорий;
б) полным; материал изложен в определенной логической последовательности;
в) материал изложен литературным языком;
г) ответ самостоятельный.
Нормы отметок устного ответа:
— отметка «2» – при ответе обнаружено непонимание
учащимся основного содержания учебного материала или
допущены существенные ошибки, которые учащийся не
может исправить при наводящих вопросах учителя.
— отметка «3» – ответ полный, но при этом допущена
существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
— отметка «4» – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
— отметка «5» – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной
логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
2. Письменный ответ
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить
следующие элементы:
а) представление собственной точки зрения (позиции,
отношения) при раскрытии проблемы;
б) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования терминов и
понятий в контексте ответа;
в) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Нормы отметок письменного ответа:
— отметка «2» ставится, если проблема не раскрыта или
дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
— отметка «3» ставится, если представлена собственная
позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
— отметка «4» ставится, если представлена собственная
точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов и понятий. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
— отметка «5» ставится, если представлена собственная
точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием
терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3. Практическая работа
Критерии оценивания:
При оценке практической работы необходимо выделить следующие элементы:
а) соблюдение необходимой последовательности в работе;
б) учащиеся самостоятельно подбирают необходимые
для выполнения предлагаемых работ источники знаний;
в) самостоятельно применяют необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Нормы оценок практической работы:
— отметка «2» ставится, если учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
— отметка «3» ставится, если практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя
или хорошо подготовленных и уже выполненных на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы
затрачивается много времени (можно дать возможность
доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при
самостоятельной работе.
— отметка «4» ставится, если практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные
учителем источники знаний, Работа показывает знание
учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении
результатов работы;
— отметка «5» ставится, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно:
подбирают необходимые для выполнения предлагаемых
работ источники знаний, показывают необходимые для
проведения практической работы теоретические знания,
практические умения и навыки.
Анализ
Самым основным этапом оценивания является анализ
полученных результатов. В учебном процессе учителю необходимо проводить анализ на каждую проведённую работу.
По итогам анализа учитель должен:
1. Организовать обратную связь с учащимися и рекомендовать работу над ошибками.
2. Внести изменения в свою деятельность, например:
— продолжить изучение тем, которые вызывают затруднения у учеников;
— выделить дополнительное время в целях улучшения
понимания учащихся.
3. Обратить внимание на методику преподавания, внести корректировки.
4. Корректировать календарно-тематическое планирование.
Дорогие коллеги!
Считаем, что таксономия Блума создаст основу для
мышления учащихся на высоком уровне и овладения компетентностями. О таксономии Блума в разных источниках
даются различные темы. Предлагаем некоторые из них.