Борьба за Саяно-Алтай в V1-VIII вв.

С VI в. н.э. кыргызы определенно известны на землях среднего Енисея к северу
от Саянских гор.
Именно с этого времени, VI в. н.э., памятники кыргызской культуры
распространяются по всей Минусинской котловине до верховьев Чулыма. Это
могильники и курганы чаа-тас и рядовые погребения с характерным для
кыргызов погребальным обрядом кремации, кенотафы; временные зимние и
летние поселения; петроглифы, тамги, клады. Местное население таштыкской
культуры было частично ассимилировано, что отразилось в таштыкских
элементах кыргызской культуры, частично оттеснено на периферию минусинских степей в таежную зону и Ачинско-Мариинскую лесостепь. Таежные
племена попали в вассальную зависимость от кыргызов, находясь в Кыргызском
государстве на положении киштымов. Впервые народ «кэшидянь» упоминается в
VIII в. н.э. Он обитал на запад от кыргызов и на юг от конфедерации «Бома».
«Кэшидяни» ежегодно собирали в оброк «шкурки соболя, выдры, белки и
горностая».1 Кыргызские беги взимали с киштымов дань, совершали на места их
обитания грабительские набеги, захватывали пленных, которых заставляли
работать в своем хозяйстве. Как сообщают танские источники, кыргызы «ловят и
употребляют в работу» киштымов из племен Дубо, Милиге, Эчжи, обитавших в
таежных урочищах Восточных Саян. Погребения киштымов, подвергавшихся в
кыргызском обществе этнической эксплуатации, отличаются обрядом ингумации
и бедностью или полным отсутствием инвентаря. Они, вероятно, не имели
обособленных кладбищ, а хоронили умерших на кыргызских могильниках.
Встречаются сопроводительные захоронения киштымов в насыпях кыргызских
курганов.
В начале VI века н.э. у кыргызов на Енисее образовалось государство. Во время
тюркского восстания и разгрома жужаньского государства кыргызы добились
независимости от центральноазиатских правителей. Поэтому в 554- 555 годы
тюркскому кагану Мухану пришлось снова приводить в подчинение население
Саяно-Алтая. Он «на севере покорил Цигу», хотя тюркам и не удалось
«форсировать Саяны». По-видимому, кыргызский правитель согласился признать
себя вассалом тюркского кагана ввиду неминуемой угрозы вторжения его войска.
Кыргызы стали поставлять в качестве дани производимое ими «оружие крайне
острое», которое они «постоянно» вывозили к тюркам. Минусинская котловина
превратилась в базу железоделательного и оружейного производства Тюркского
каганата, подобно тому, как при господстве жужаней аналогичную роль играл
населенный тюрками Алтай. Кыргызское население стало для тюрок источником
рабов из числа военнопленных. Известно, что в 569 г. тюркский Истеми-хан
подарил византийскому послу Земарху пленницу «из народа кыргыз». В 572 г.
каган Арслан Тобо-хан выделил в удел Або-хану Торэмену «северное ханство»,
включавшее, вероятно, земли кыргызов.2
В результате династических распрей в тюркском государстве первый
тюркский каганат распался в 581 году. Кыргызы освободились от вассальной
зависимости. Уже в 583 году они вынашивали планы активного вмешательства в
события в Центральной Азии: «Цигу, которые властвуют к северу от Тупо, со
скрежетом зубовным ожидают своей возможности (отомстить)».
Независимое положение сохранялось до 629 г., когда Кыргызское государство
подчинилось Телесскому каганату, возглавляемому племенем Сей- яньто.
Сейяньтоский каган имел на Енисее «своего гьелифу для верховного надзора»- В
этот период закладываются основания будущего административного устройства
Кыргызского государства: «Хагасский владетель имел трех министров, которые

были: Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Ами Бей. Они управляли всеми
государственными делами».3 Зависимость от сейяньто была непродолжительной.
В 40-е годы VII века н.э. обосновавшийся в горах Монгольского Алтая
тюркский правитель из рода Ашина Чеби-хан «покорил на западе гэлолу
(карлуков), на севере Гйегу». Однако уже в 647 году Чеби-хан попал в плен к
китайцам и его владение было уничтожено.

 

Скачать реферат