Общественный строй Хонгорая

Все улусы Хонгорая представляли собой единое политическое пространство и
вместе с их ясачными людьми были «кыргызского владения землицы».
Наряду с патриархально-родовыми отношениями обществу Хонгорая была
присуща и классовая дифференциация. Представителями правящего класса
выступали чайзаны, т.е. элита («лучшие люди» русских документов), а
эксплуатируемый класс составляли харачы, т.е. простолюдины («черные люди»
русских документов). Харачы представляли трудовое население кыргызских
улусов. В широком смысле к харачы относились и киштымы (кистимнер), жившие
в своих подтаежных урочищах. Киштымы платили своим господам ясак и
подвергались в ряде случаев этнической эксплуатации. Чайзаны были хозяевами
крупных стад скота и предводителями больших групп зависимого населения.
Существенное социальное значение придавалось происхождению человека и
статусу его рода. По своему происхождению население Хонгорая разделялось на
«хасха соок» — белую кость, т.е. аристократию, к которой относились кыргызы, и
на «пора соок» — серую кость, т.е. плебейское сословие, к которому причисляли
киштымов и всех, кто относился к харачы.1
В исторической литературе на протяжении двух столетий не прекращаются
споры о том, «что из себя представляли так называемые енисейские кыргызы».
Историки XVIII-XIX вв. Г. Миллер, И. Фишер, И. Георги, В. Ватин и другие считали
кыргызов особой народностью, «отличавшейся в этнографическом отношении от
нынешних минусинских инородцев и выселившейся из Минусинского края с
приходом русских». (Под натиском русских они ушли к джунгарам, у которых «под
именем Бурут известны»).2
С подобной точкой зрения не соглашался И.П. Кузнецов-Красноярский,
предположивший, что название кыргызов «было усвоено по недоразумению»
русскими казаками для коренных жителей и даже попытался опровергнуть факт
ухода кыргызов из енисейских степей.3
Среди современных исследователей по этому вопросу до сих пор не
утвердилось единого мнения. Если Л.П. Потапов определяет енисейских кыргызов
«небольшой тюркоязычной группой», то Л.Р. Кызласов утверждает о них как об
«извечном царском роде».4
Согласно русским документам XVII в., где нет достаточно четкой этнической
характеристики, к «кыргызской породе» относились: алтысарцы и ту- маты,
жившие по р. Июс; тубинцы, жившие по р. Туба и ее притокам; езерцы (джесары),
кочевавшие в долине Енисея; кереиты, урдуты, алтыры и кезеге- ты, обитавшие
по р. Абакан. Исходя из указанных данных, можно констатировать, что кыргызы
не были «княжеским родом», а представляли элитарную этническую группу. К
этому мнению впервые пришел Н. Козьмин.5 Среди кыргызов выделялись
«князцы», «лучшие люди», «служилые люди», «улусные люди», что свидетельствует
об их социально-классовой дифференциации. Родовой состав кыргызов резко
изменился в монгольскую эпоху и отражает проникновение значительного
количества монгольских элементов в среду тюрков Хонгорая. Например, роды
кереит, урдут (меркит) и тумат появились на Енисее только в XVIII в. после
разгрома Чингис-ханом своих монго- лоязычных вражеских племен на просторах
Центральной Азии.6 Они стали осознавать себя кыргызами только после
образования этнополитического союза Хонгорай. Несомненно, к этой же эпохе
относятся передвижения из
Тувы в долину Абакана древнетюркских племен капканасов (хапхына) и чиков
(were).
Составляли ли кыргызы в XV-XVII вв. отдельный этнос? Имелось ли у них свое
самоназвание? На этот вопрос в какой-то мере может ответить исторический
фольклор нынешних хакасов — наследников кыргызской культуры. Согласно их
преданиям, народ, живший здесь до татар (т.е. хакасов), назывался «хоорай».

 

Скачать реферат Общественный строй Хонгорая