Особенности хозяйства и культуры енисейских кыргызов

Основой хозяйства кыргызов ЯВЛЯЛОСЬ СКОТОВОДСТВО полукочевого типа,
максимально приспособленное к местным природным условиям. Скотоводческое
направление хозяйства в долине Среднего Енисея установилось уже в эпоху
средневековья. В 1253г. В. Рубрук сообщал, что к северу от монголов «также нет
ни одного города, а живет народ, разводящий скот, по имени Керкисы (т.е.
кыргызы-В.Б.)».1
Минусинская котловина являлась одним из древнейших скотоводческих
очагов Сибири. Основными видами стада здесь были лошади, крупный рогатый
скот и овцы. В 1667г. Алтын-хан Лоджан у алтырских кыргызов отогнал «коней де и
рогатова скота и овец» шесть тысяч голов.2 В 1689г. джунгарский хан Галдан
Бошохту-хан из Кыргызской земли в качестве налога забрал 20 тысяч голов
скота.3
Основная порода местных лошадей была «степная киргизская». Табуны
паслись круглый год в степи и горах на подножном корму. Лошади использовались как убойный скот на мясо и как средство передвижения. Во второй
половине XVII в. в русских документах сообщалось, что джунгары Галдан
Бошохту-хана «ездят на быках, а они де кыргызы ездят на лошадях».4 Население
Западной Тувы ещё в Х1Хв. использовало волов под верховую езду. В отличие от
них «кыргызы, алтырцы, тубинцы и моторцы, точи и саяны, мунгалы и браты,
все… люди конные».5 В питании скотоводов большим спросом пользовалась
конина. Однажды в 80-х гг. XVII в. джунгарский отряд, расквартированный в
долине Абакана «в кыргызских улусах их кыргызских людей из проели, съели у
них две тысячи лошадей опричиного скота».6
Рабочие лошади зимой держались на приколе — «орген». Осенью около аала
вбивались колья. Для одного коня нужно было установить 40 кольев на
расстоянии двух арканов друг от друга. Зимой к ним привязывали коня, который
находился на подножном корму. В степной части Хонгорая было развито
верблюдоводство. Верблюды использовались для дальних перекочевок. В 1641г.
во время военного похода Я.Тухачевского в Кыргызскую землю было захвачено в
Алтысарском и Исарском улусах 158 верблюдов.7 Вполне возможно, что основная
масса верблюдов была уведена за Алтай вместе с угоном населения Хонгорая в
1703 году.
В условиях полузасушливых степей Минусинской котловины развитие
скотоводства было связано с перекочевками на сезонные пастбища. В XVII веке
русские документы отмечали: «А Кыргызская де землица кочевная, живут в избах
холстяных (т.е. юртах — В.Б.), а ходят в шубах и зипунах, а едят рыбу и зверь бьют, а
бой у них лучной,… лошадей и коров и овец много, хлеба не сеют и не родитца».8
Скотоводы Хонгорая согласно сезонам меняли кочевья четыре раза в год. «Кочуют
кыргызы беспрестанно.., — сообщали русские документы, — в зимнее время … живут
на реке Енисее по островам во всю зиму».9
Перекочевки со скотом совершались по давно выработанному маршруту и на
определенные пастбища. Все имущество перевозили, навьючивая на коней или
грузили на волокуши. Например, чтобы перевезти юрту требовалось навьючить
три коня.
В степной части Хонгорая использовался также колесный транспорт. Русские
источники неоднократно упоминают о «кыргызских подводах». Например, в
1638г. посольство В.Старкова к Алтын-хану из Алтырского улуса «поднялись на
кыргызских подводах с великою нужою на Абакан реку; половину пеши брели,
потому что подвод было мало…».
Сенокошением кыргызы не занимались. Как сообщали в 1684 г. русские
источники, в «их кочевьях снеги мелки, а сен они на скот не готовят».10
Основным жилищем кыргызов являлась юрта «иб». Например, у князя Улагача
в бою с русскими в 1704 г. «взяли цветную юрту со всяким убранством».11
В степной части Хонгорая существовала облавная форма охоты — «аб». Её
участниками становились все жители аала. В связи с этим, у хакасов до сих пор
бытует пословица: «Аал — куннiн абы nip, аал-хончыхтың хобы nip». — У аальной
общины есть единая облавная охота, у соседей единые сплетни. В XVIII в.
облавная охота была подробно описана Г.Ф.Миллером. Он сам наблюдал, как
300-400 человек, среди которых были женщины и дети, верхом выезжали в степь.
«Сначала они образуют линию, в которой один человек находится от другого на
расстоянии 100 саженей. Затем оба крыла постепенно сближаются, а так как вся
линия всадников непрерывно движется вперед, то получается круг (называемый
по-хакасски «ciвee — т.е. крепость — В.Б.). Старшина охоты, избираемый всей
охотящейся группой, едет впереди посередине. Ему подчинены ещё два старших
охотника, которые командуют правым и левым крыльями… Как только оба крыла
сомкнутся, со всех сторон поднимается громкий охотничий крик. Тогда дичь
начинает сбегаться… Старшина охоты с несколькими хорошими стрелками
находится в середине круга, и они все время бьют дичь…. Иногда они делают два
круга в один день, иногда только один. При одном круге они идут вперед до 10
верст, прежде чем сомкнётся круг. Вся убитая дичь сносится в одно место и
делится поровну всеми».12 При облавной охоте сохранялись общинные формы
отношений. Подобная охота была широко распространена в средневековой
Хакасии. Например, в 1660г. русский посланник к Алтын-хану С.Грек отмечал: «И
декабре в 20-й день приехали на Уйбат реку в Алтырские улусы, а в те поры
выехали алтырцы все на облаву»…13 Охота была суровым и нелегким трудом.
Недаром местные жители сложили пословицу: «Силы женщины забирают дети,
силы мужчины забирает тайга».
Зарождение плужного земледелия со сложными ирригационными системами
относится к периоду Кыргызского каганата. До сих пор остатки старинных
оросительных сооружений у хакасов называются «хыргыс аргылары»
— кыргызские нивы. В эпоху позднего средневековья в Хонгорае русские
источники отмечали наличие «кыргызских пашен». Они находились в лесостепных районах, где сеялись ячмень и кырлык (местная гречиха).14 Основным
земледельческим орудием служил «абыл» — тип кетменя, представляющий собой
массивную железную лопату с насаженным под углом черенком. Он изготовлялся
шорскими кузнецами. Абылом окапывали земельные участки, расположенные на
южных склонах гор и холмов. Эти пашни не требовали полива, т.к. весной было
много влаги от тающего снега.
Кыргызы широко применяли в своем рационе питания дикорастущие плоды и
съедобные коренья. В начале лета женщины и дети выходили на промысел
кандыка и сараны. Выкапывали их специальным орудием «озоп», железный
наконечник которого изготовлялся кыргызскими киштымами. На одно хозяйство
заготавливали до 5 мешков кандыка и сараны, их мыли, нанизывали в связки и
сушили. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, а из муки делали каши,
пекли лепешки и т.д. В 1660 г. русский посланник С.Грек сообщал: «И живучи
многое время в Кыргызах, и в Тубе, и в Кереитах, и в Алтырах покупали себе на
еду скот и бараны, и молоко, и крупы, и кырлышную муку, и сараны, и кандык, и
всякой коренья ездя по улусам дорогой большой ценою и тем питалися много
время».15
Население подтаежных районов Хонгорая добывало руду и считалось
искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи «хура»
сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли
в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое
верхнее отверстие печи. Двумя мехами постоянно нагнетали воздух и
поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг
железа. Кузнецы изготовляли ножи, сабли, наконечники для стрел, шлемы, тавра
для скота и т.д. Особо ценились панцыри-куяки. В 1657г. Алтын-хан
Лоджан-тайша приказал кыргызам, чтобы их киштымы кондомских волостей
«сделали ему Лоуджану, 1000 куяков, а на Мрассе б сделали 1000 куяков».16 Среди
кыргызов славилось ювелирное ремесло. Серебряных дел мастера изготовляли
серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. В XVII в. русские документы сообщали, что
в «кыргызской, и в тубинской, и в алтырской, и в керетской землях … серебряных
мастеров, которые из китайского серебра узды делают и по железу набивают,
добре много».17
Хонгорай вел торговлю с Монголией, Китаем, Сибирским ханством и Средней
Азией. Из Китая (до которого от Среднего Енисея было ходу 4 месяца) привозили
шелковые ткани, фарфоровые изделия, лакированную посуду и другие товары. В
Хонгорае находились бухарские, китайские и турецкие купцы. Кыргызы
поставляли на азиатский рынок пушнину, мускус, предметы вооружения,
железные изделия и т.д.
Обучение кыргызской знати проходило на монгольском языке как при ставках
бегов, куда приезжали грамотные буддийские монахи, так и в Монголии и
Джунгарии. Известный князь Еренак Ишеев получил образование в Джунгарии. В
1884г. он отправил в Красноярск письмо, которое было «писано по-калмыцки».18
Всего ученым известно три его послания, в том числе и русскому царю, на
монгольском языке.
В религиозном отношении кыргызы на протяжении всего средневековья
оставались шаманистами. Они неизменно сохраняли обряд кремации своих
умерших. Например, в 1662г. после боя с русскими кыргызские «воинские люди
отступили, и отступя, побитых своих татар жгли».19
В XVII веке на территорию Хонгорая под влиянием Алтын-ханов и джунгарских хунтайджи стал усиленно проникать буддизм. Например, в 1633г. «Тангутской земли лаба» по имени Дайн Мерген Ланза по заданию Алтын-хана прибыл
в Хакасию. В дальнейшем он настоятельно просил Алтын-хана пожаловать его,
«богомольца своего», Хонгорскою землею.20 Со времен правления князя Еренака и
его преемника Шорло Мергена в Хакасию зачастили «калмыцкие ламы»,
приезжавшие из урги Джунгарского хана.21 На Шалаболинской писанице по р.Туба
имеется текст договора на монгольском языке, заключенного буддистским ламой
и местным князем по поручению знаменитого Галдан-Бошохту-хана.22 По всей
видимости, хонгорские князья взяли ориентацию на принятие буддизма в
Хакасии. Один из князей даже носил имя «Номчы», т.е. знаток священного
писания.
К XVII в.,вероятно, относятся постройки первых буддийских храмов, кумирен и
субурганов. Один из субурганов находился в верховьях р.Уйбат по р.Кискач и был
раскопан в 1986 г. археологом Я.И. Сунчугашевым.23 Здесь были найдены две
буддийские статуэтки. В 150 м к северу от фундамента субургана была
обнаружена скала-молельня с вырубленной нишей, где были нанесены
буддийские знаки-символы. До сих пор окружающая местность у хакасов носит
название «суурган», т.е. субурган.
На территории Минусинской котловины найдено 20 буддийских статуэток,
большинство из которых хранится в Минусинском краеведческом музее.24 Они
отлиты из бронзы или вырезаны из мрамора. Основное количество буддийских
статуэток изготовлено до XVIII в. и происходит из Тибета. Все эти факты
свидетельствуют о проникновении буддизма в Хакасию в эпоху позднего
средневековья. Буддизм, несомненно, в дальнейшем сыграл свою роль на
формирование бурханизма среди хакасов.