О таксономии Блума. Человек и общество.

Таксономия – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое
строение. Понятие «таксономия» впервые предложено в
1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем. Таксономия образовательных целей – система педагогических
целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия). Таксономия как иерархически взаимосвязанная система в рамках образовательной
технологии создана Б. Блумом в 1956 г., впоследствии
продолжена Д. Кротвелем. Цели образования ими были
разделены на 3 области: когнитивную, психомоторную и
аффективную. Создание таксономии было спровоцировано
потребностью точной фиксации планируемых результатов
(целей) образовательного процесса. Таксономия образовательных целей является результатом многолетней работы
большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. И хотя данная разработка датируется 1956 годом, до настоящего момента
она остается самым активно используемым средством постановки целей учебных курсов, программ и отдельных
занятий. Необходимость создания таксономии Блум объяснял существующими в образовании несоответствиями
между тем, на что нацелена учебная программа, чему на
самом деле обучаемые получают возможность научиться
и чему они фактически научаются. Б. Блум в 1956 году
предложил классификацию (или таксономию) мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов
до процесса анализа и оценки. Категории мыслительных
умений рассматриваются им как умения разного уровня
сложности: от самого простого умения к самому сложному. Его публикация «Таксономии образовательных задач.
Справочник 1: Когнитивная сфера» широко используется
во всем мире при подготовке учебных программ и оценочных материалов.
Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шестиуровневую структуру.
Категории учебных целей в когнитивной области:
• Знание.
• Понимание.
• Применение.
• Анализ.
• Синтез.
• Оценка.
Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: «Назвать
все теории обучения», «Перечислить характеристики талантливых и одаренных учеников». Здесь достаточно познакомить обучающихся с соответствующей информацией
так, чтобы они смогли ее повторить.
Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, обучающиеся должны изложить
изучаемый материал своими словами. Способность суммировать предложенную информацию, изложить ее своими
словами подтверждает, что обучающиеся ее усвоили (произошло запечатление информации и её переработка).
Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации.
Уровень анализа. Цели данного уровня предполагают,
что обучающиеся в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, могут описать его внутреннюю организацию.
Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, обучающиеся могут эффективно комбинировать усвоенные
знания, формировать из них новые конструкции. Например, способность интегрировать идеи семи модулей Программы в серию последовательных уроков.
Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень,
на котором обучающиеся демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области.