«Ромашка» вопросов или «ромашка» Блума. Человек и общество.

М. Эсенгулова, Ж. Асекова. Хрестоматия программы «Развитие критического мышления через чтение и
письмо».
В мире образования широко известна система вопросов
Б. Блума, основанная на его таксономии постановки целей,
в соответствии с уровнем познавательной деятельности.
Слово «блум» с немецкого языка означает: «цветок», и поэтому, взяв этот факт во внимание, типы вопросов были названы «ромашка вопросов» или «ромашка Блума».
В России тоже эту систему вопросов называют «ромашкой Блума». А написанные в ней вопросы взяты со слов
американских педагогов Джеймса и Кэрол Бирс.
Так, шесть типов вопросов записаны на шести лепестках.
1. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые
нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «что?», «когда?», «где?»,
«как?».
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть, ты говоришь, что…?», «Если я
правильно понял, то …?», целью этих вопросов является
предоставление учащемуся возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: например: «Как вы думаете, как будет
развиваться сюжет в фильме после рекламы?».
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на
выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему об этом говорим: хорошо, а о другом: плохо?».
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
То, что учащиеся любого возраста понимают смысл
вопросов данных типов, показывает опыт использования
этой стратегии.
Если вы решите использовать «ромашку» вопросов в
младших классах, предлагается визуальный метод. Например, дети составляют вопросы на определенную тему
и вписывают их на листочки. В работе со старшеклассниками перед чтением текста они составляют практические
вопросы и затем сами ищут ответы на эти вопросы. Возможно, что они найдут ответ в розданном тексте.