Связь ключевых и предметных компетентностей. Человек и общество

Государственный образовательный стандарт среднего
общего образования Кыргызской Республики в качестве
ключевых рассматривает три компетентности:
— информационную,
— социально-коммуникативную,
— самоорганизации и разрешения проблем.
В предмете «Человек и общество» выделяются предметные компетентности:
— гражданско-правовая,
— общественно-политическая и экономическая,
— социально-коммуникативная.
Предметные компетенции тесно взаимосвязаны с ключевыми компетенциями, развивая и углубляя их содержание в рамках предмета «Человек и общество».
Информационная компетентность – способность использовать различные инструменты взаимодействия с социальной средой.
1. Использовать и адаптировать к решаемым задачам и
имеющимся обстоятельствам язык, символы и тексты, т.е.
эффективно использовать в различных ситуациях речевые,
письменные языковые умения, распознавание символов, а
также вычислительные умения и навыки моделирования.
Компетентность важна для жизни в обществе, успешной профессиональной деятельности.
2. Использовать и адаптировать к решаемым задачам и
имеющимся обстоятельствам знания и информацию:
— осознавать и формулировать, что известно, а что неизвестно;
— устанавливать и находить доступ к нужным источникам информации;
— оценивать качество и значимость, как самой информации, так и ее источников;
— перерабатывать и структурировать знание и информацию.
Обладание этой компетентностью дает основу для оценки и выбора возможностей, формирования мнений, принятия решений и совершения ответственных действий.
3. Использовать и адаптировать к решаемым задачам и
имеющимся обстоятельствам технологии, т. е способность
к эффективному применению современных информационных технологий.
Социально-коммуникативная компетентность – способность взаимодействовать с другими людьми.
1. Выстраивать продуктивные отношения с другими
людьми:
— умение поставить себя на место другого и увидеть ситуацию с его (ее) точки зрения;
— эффективное управление эмоциями – способность
осознавать и объяснять мотивы и эмоциональные состояния, как свои, так и других людей.
Компетентность обеспечивает комфортные отношения
между людьми (друзьями, коллегами, партнерами), а также является обязательным требованием современной социально-политической и экономической деятельности.
2. Сотрудничать, работать в команде:
— умение представить свои идеи и выслушать идеи других людей;
— способность чувствовать динамику дискуссии и следовать регламенту;
— умение вести переговоры;
— способность принимать решения, которые допускают
возможность разных мнений.
Компетентность означает, что человек способен согласовывать обязательства перед коллективом, группой со
своими целями и приоритетами, взять на себя при необходимости лидерство и поддержать других.
3. Управлять конфликтами и разрешать их:
— анализировать разногласия и интересы в конкретной
ситуации (например, власть, признание заслуг, распределение функций на работе, требование справедливости), источники конфликта и доводы сторон, признавая при этом,
что возможны разные позиции;
— устанавливать, в чем согласны, а с чем не согласны
между собой стороны;
— переформулировать проблему;
— устанавливать приоритетность целей и требований,
определив, от чего из них можно отказаться и при каких
условиях.
Компетентность означает способность человека осознать, что противостояние сторон в силу расхождения интересов, нужд, целей или ценностей – это процесс, которым
нужно управлять, и принимать решения, от которых в выигрыше оказывались бы обе стороны.
Самоорганизация и разрешение проблем – способность
человека управлять своей собственной жизнью и действовать самостоятельно.
Действовать с учетом многих взаимосвязей, т. е. способность человека представлять и осознавать, как его действия и решения соотносятся с общественными нормами,
социальными и экономическими институтами:
— понимать, какие образцы действий существуют;
— иметь представление о той системе, в рамках которой
он действует (например, знать о ее структурах, культуре, практиках, формальных и неформальных правилах и ожиданиях);
— прогнозировать прямые и непрямые последствия своих действий;
— выбирать между различными путями действий, основываясь на том, как возможные последствия соотносятся
с собственными или групповыми нормами и целями;
— строить и осуществлять жизненные планы и проекты;
— отстаивать свои права и интересы, осознавая потребности и ограничения:
— осознавать собственные интересы (например, на выборах);
— знать установленные правила и принципы, на которых можно основывать свою аргументацию;
— строить аргументацию так, чтобы собственные потребности и права были признаны другими;
— допускать возможность компромисса и альтернативных решений.