Таксономия Блума. Человек и общество.

Таксономия Блума была создана в 1956 г. под руководством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления
в образовании, таких, как анализ и оценка концепций,
процессов, процедур и принципов, а не просто запоминание фактов. Ее часто используют при разработке учебных
и образовательных процессов.
Таксономия – это вариант классификации педагогических целей. Впоследствии Блум написал книгу под названием «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Таким образом, если вы педагог или ставите целью
научить кого-нибудь чему-нибудь, таксономия Блума может оказаться очень полезной. Она не только позволяет
понять, чему стоит обучать, но и отслеживает прогресс.
Блум выделяет три области обучения (образовательной
деятельности):
• Когнитивная: ментальные навыки (знания).
• Аффективная: чувственный рост или эмоциональные
домены (эмоциональные реакции).
• Психомоторная: физические навыки (мастерство).
Рассмотрим когнитивную и аффективную области, поскольку они имеют непосредственное отношение к цели
нашего методического руководства.

Когнитивная область
Она включает в себя знания и развитие интеллектуальных способностей. Например, запоминание или распознавание конкретных фактов, процедурные модели или концепции, служащие развитию интеллекта.
Блум выделяет шесть основных категорий когнитивного процесса:
Знание. Запоминание и воспроизведение предыдущей выученной информации. Примеры: котировки цен по памяти, цитирование правил безопасности. Ключевые слова:
определить, описать, идентифицировать, знать, назвать
имена, найти совпадение, схемы, состояния. Инструменты: флеш-карточки, подчеркивания и выделения в книге,
чтение, повторение.
Понимание. Понимание смысла, перевод, интерполяция, интерпретация инструкции или проблемы. Описать
проблему собственными словами. Примеры: переписать
принципы своими словами на тестах, объяснить своими
словами суть задачи другому человеку, перенести уравнение в компьютерную таблицу. Ключевые слова: постижение, преобразование, объяснение, расширение, общение,
привести пример, интерпретация, пересказ, предсказание,
обобщение, перевод. Инструменты: создание аналогий или
метафор, участие в совместном обучении, создание заметок, умение рассказывать связные истории, поиск в Интернете.
Применение. Использовать изученный концепт в новой ситуации или использование абстракции по своему усмотрению. Это применение знаний, полученных в классе,
на практике. Примеры: вручную подсчитать время отпуска
сотрудника, применение законов статистики для оценки
надежности. Ключевые слова: применить, изменить, вычислить, конструировать, демонстрировать, обнаружить,
манипулировать, готовить, производить, решать. Инструменты: совместное обучение, создание нового процесса,
блог, практика.
Анализ. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними. Пример:
распознавание логических ошибок в рассуждении. Ключевые слова: анализ, разбить, сравнить, диаграммы, дифференцировать, различить, иллюстрации, выбрать, соотносить, разделить.
Оценка. Научиться делать суждения о ценности идеи
или материала. Примеры: выбрать самое эффективное решение, пригласить самого лучшего кандидата. Ключевые
слова: оценить, сравнить, критика, защитить, описать,
трактовать, оправдать, суммировать.
Создание. Выбрать две несвязанные между собой части и создать нечто новое. Примеры: написать инструкцию.
Ключевые слова: соединить, компилировать, модифицировать, переписать, реконструировать, обобщить, переставить, организовать. Инструменты: написать эссе, придумать новую модель.
Категории можно рассматривать как степени сложности. То есть желательно начинать со знаний, переходить к пониманию и так далее.
Аффективная область
Это все, что связано с чувствами, эмоциями и настроением в процессе обучения.
Восприятие. Осведомленность, готовность услышать,
избирательное внимание. Пример: слушать других с уважением. Ключевые слова: признание, просьба, внимание,
вежливость, понимать, слушать.
Реагирование. Активное участие со стороны обучающихся, реакция на определенное явление, готовность отвечать и мотивация. Примеры: участие в обсуждениях в
классе, создание презентаций. Ключевые слова: ответить,
помочь, выполнить, приветствовать, помогать, исполнить,
рассказать.
Усвоение ценностей. Ценность, которую человек
придает конкретному явлению, объекту, человеку или событию. Варьируется от простого принятия до более сложных состояний. Примеры: демонстрация веры в демократический процесс, чувствительность к индивидуальным и
культурным различиям (ценностное разнообразие). Учение является обязательным, придерживается своего слова, предлагает план социального оздоровления. Ключевые
слова: ценить, беречь, демонстрация, инициировать, приглашать, присоединяться, уважать, делиться.
16
Организация ценностей. Ученик организовывает ценности в приоритеты, противопоставляя различные
ценности, разрешая конфликты между ними и создавая
уникальную систему ценностей. Акцент делается на сравнении, соотношении и синтезе ценностей. Примеры: ученик признает необходимость обеспечения баланса между
свободой и ответственным поведением, принимает профессиональные этические нормы. Ключевые слова: связать,
сравнить, синтезировать.
Интернализация ценностей. Ученик имеет систему
ценностей, которая контролирует его поведение. Такое поведение является повсеместным, последовательным, предсказуемым. Пример: ученик демонстрирует уверенность в
себе, когда работает самостоятельно. Использует объективный подход в решении проблем. Выявляет профессиональную приверженность этической практике на ежедневной
основе. Пересматривает суждения и изменяет свое поведение в свете новых доказательств. Ценит людей такими,
какие они есть. Ключевые слова: действовать, различать,
модифицировать, выполнять, задавать вопросы, пересматривать, решать, проверять.
В наше время применение таксономии Блума используют не только в сфере обучения, но и в других областях.
Многие люди критикуют ее. Например, указывают, что
хоть и согласны с существованием шести категорий когнитивной области, но ставят под сомнение существование
последовательной иерархической связи. Так или иначе, но
она не теряет своей актуальности, и каждый может почерпнуть из нее немало интересного.
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним, более дробным делением их:
1. Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т. д.).
2. Понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция).
3. Применение.
4. Анализ (взаимосвязей, принципов построения).
5. Синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений).
6. Оценка (суждение на основе имеющихся данных,
суждение на основе внешних критериев).
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.
Конфуций
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся,
свидетельствующие о достижении
данного уровня
1. Знание. Эта категория обозначает
запоминание и воспроизведение изученного материала – от
конкретных фактов до целостной
теории.
— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры,
основные понятия, правила и
принципы.
2. Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы
выражения в другую – интерпретация материала, предположение
о дальнейшем ходе явлений,
событий.
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в
математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие
из имеющихся данных.
3. Применение. Эта категория
обозначает умение использовать
изученный материал в конкретных
условиях и новых ситуациях.
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в
новых ситуациях.
4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал
на составляющие так, чтобы ясно
выступала структура.
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации
целого;
— видит ошибки и упущения в логике
рассуждения;
— проводит различие между фактами
и следствиями;
— оценивает значимость данных.
5. Синтез. Эта категория обозначает
умение комбинировать элементы,
чтобы получить целое, обладающее новизной.
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
6. Оценка. Эта категория обозначает
умение оценивать значение того
или иного материала.
— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов
имеющимся данным;
— оценивает значимость того или
иного продукта деятельности.