Эволюция кыргызской культуры

При выделении памятников, относящихся к енисейским кыргызам, С. А.
Теплоуховым намечены группы средневековых погребений второй половины
I-начала II тыс. н.э. Наряду с «каменными курганами» — чаа-тасами, отнесенными к
V-VII вв. н.э., выделены «одиночные каменные курганы» с погребениями в
сопровождении коня-VII в.н.э. и-«каменные курганы VIII- X вв. н.э.», в которых
встречаются погребения с конем в без коня.1 К этому времени были отнесены
разнообразные предметы торевтики, заимствованный от «согдийцев алфавит
«орхонского письма», каменные изваяния.2 К XI- XII вв. были отнесены «плоские
могилы» с одиночными трупоположениями, к XIII-XIV — грунтовые захоронения по
обряду трупоположения.3 В отношении эволюции С. А. Теплоухов прямо не
высказывался, однако, связав хронологические группы с определенными
историческими событиями, указал на воздействия на местную культуру извне,
как: «покорение кыргызов тюрками в VII веке», контакты с Китаем, уйгурское
завоевание в VIII веке, выход кыргызов в Центральную Азию в IX-X вв.4 Судя по
логике рассуждений автора, эти события послужили причиной трансформации
кыргызской культуры в VII-X вв.
Позднее систематизацией кыргызских древностей занималась Л.А. Ев- тюхова.
Автором было выделено 4 типа средневековых погребений.5 К VII- VIII вв. н.э.
отнесены чаа-тасы и захоронения по обряду трупосожжения под небольшими
каменными курганчиками, к VIII-IX вв. н.э. — «узкие длинные могилы» с
трупосожжениями и трупоположениями, к IX в. — погребения с конем.6 Л.А.
Евтюхова предполагала, что кыргызы в IX в. сменили погребальную обрядность,
перейдя от кремации на стороне к ингумации, включая захоронения с конем.7
Инвентарь из всех намеченных групп погребений фактически не был
хронологически дифференцирован Л.А. Евтюховой, поскольку аналогичные
предметы относятся то к характерным типам вещей VII-VIII вв., то к «новым
формам IX-X вв.»8 С.В. Киселев относил к VI-VIII вв. курганы чаа-тас и курганчики
«рядового населения, к IX-X вв. — погребения с конем и захоронения знати по
«архаическому обряду сожженья».9 Инвентарь обеих групп охарактеризован
суммарно, однако в отдельных случаях автор противопоставляет трехлопастные
стрелы VI-VIII вв. плоским, изготавливавшимся, по его мнению, в 1Х-Х вв.,
«копенский стиль» в торевтике более позднему- «тюхтятскому».10 Другие
исследователи, работавшие на Енисее в 20-30-е годы, В.Г. Карцов и В.П. Левашова,
не выделяли в составе средневекового периода отдельных хронологических
этапов, описывая эти материалы суммарно.» Позднее В.П. Левашова поддержала
точку зрения о переходе «кыргыз-хака- сов» на обряд трупоположения с конем в
IX веке.

Скачать реферат