ИСТОРИЯ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

События древней и средневековой истории кыргызов, воинственного и
стойкого тюркоязычного кочевого народа, населявшего около двух тысячелетий
Южную Сибирь и Центральную Азию, вряд ли могут оставить равнодушным
исследователя, прикоснувшегося к их полной драматизма исторической судьбе.
Вышедшим на арену политической борьбы в Центральной Азии в конце III в. до
новой эры кыргызам на протяжении всей своей последующей длительной и
бурной истории приходилось с оружием в руках отстаивать свою свободу и
бороться за гегемонию в центральноазиатском регионе с могущественными
кочевыми империями хуннов, жуань-жуаней, тюрок, сейяньто, уйгуров, киданей,
монголов и др. В IX веке наступил звездный час кыргызской истории. Прорвав
оборонительные заслоны уйгуров, кыргызы смогли подчинить степные просторы
Центральной Азии и пронести свои боевые знамена до Забайкалья, Маньчжурии,
Китая, Алашаня, Восточного Туркестана, Прииртышья и Приобья. Азиатские степи
от границ сибирской тайги до северных отрогов Тянь-Шаня вошли в состав
Кыргызского каганата. Этот период был справедливо назван выдающимся
специалистом по истории кыргызов, академиком В.В. Бартольдом временем
«кыргызского великодержавия». Однако эти небывалые, ошеломляющие успехи
стали причиной их ослабления кыргызов в начале II тысячелетия новой эры.
Расселившиеся на бескрайних просторах азиатских степей от Иртыша до Амура,
утратившие постоянную связь между отдельными ордами, потерявшие в
бесчисленных боях цвет своего войска, кыргызы не смогли сдержать напора
надвигающихся с востока, набирающих силы монголоязычных племен: киданей,
найманов, монголов. Отдельные этнические группы кыргызов осели в
отдаленных землях и вошли в качестве родоплеменных подразделений в состав
ряда тюркоязычных и монголоязычных народов. В то же время в степи
обезлюдевшей Минусинской котловины начали просачиваться из окрестных
таежных районов зависимые охотничьи племена киштымов, а из Центральной
Азии переселялись осколки номадов исчезнувших кочевых империй. Таежные
звероловы постоянно перенимали навыки скотоводческой культуры, переходили
на тюркскую речь, заселяли часть степных районов Минусы. В X веке, после
вторжения в степи Монголии киданей, единый кыргызский этнический массив
оказался разделенным надвое. Часть кыргызов осталась в Саяно-Алтае,
объединив под своей властью племена киштымов. Другая группа кыргызов
осталась в Восточном Туркестане, населяя северные склоны Восточного
Тянь-Шаня. Кыргызское государство распалось на отдельные княжества. Когда в
начале XIII века к верховьям Енисея подступила могучая сила монгольской
конницы, посланная Чингиз-ханом, она погребла под собой кыргызские
княжества, которые не смогли оказать монголам серьезного сопротивления.
Кыргызы оказались разбросанными по бескрайним пространствам Монгольской
империи. Кыргызские военные отряды несли службу в Каракоруме, в северном
Китае, в Маньчжурии, участвовали в междоусобных войнах чингизидов. В
Могулистане окрепла этническая группа туркестанских кыргызов,
переселившаяся в XV веке на Западный Тянь-Шань, которая составила ядро
современного кыргызского народа.
Кыргызы на Енисее в XVII веке распадаются на четыре княжества,
находившихся в вассальной зависимости от халха-монголов и джунгар. В начале
XVIII века ойраты под напором Российского государства увели енисейских
кыргызов в Джунгарию. После разгрома джунгар маньчжурами, часть кыргызов
была переселена в Маньчжурию, часть вместе с калмыками бежала в Поволжье,
войдя в состав современных народов Саяно-Алтая, Казахстана и Поволжья.
Эти далекие по времени, но волнующие воображение события давно
привлекали внимание ученых-историков, археологов, этнографов Европы, России,
Китая, Турции. В последние десятилетия все большую роль в изучении
исторического прошлого кыргызов играют ученые Хакасии, Тувы, Алтая.
Ученые-кыргызоведы пытаются по крупицам сведений, разбросанных в
исторических хрониках разных эпох, результатам археологических раскопок,
материалам фольклора, топонимики и родоплеменного состава коренного
населения Саяно-Алтая и Тянь-Шаня восстановить канву исторических событий,
оценить уровень развития хозяйства, духовной культуры, военного искусства,
проследить основные этапы этнической истории кыргызов. Достижения богатой
и оригинальной средневековой культуры енисейских кыргызов привлекали
внимание современников многих других стран и народов. Решение сложных и
порой запутанных вопросов кыргызской истории важно для понимания
исторических судеб всей кочевой цивилизации Центральной Азии и сложения
культур тюркских народов Саяно-Алтая.
Однако рамки традиционного научного исследования не всегда позволяют
вместить увлеченность, вдохновляющую исследователя в работе над подобной
темой, дать волю рискованным и заманчивым гипотезам, без которых
невозможно познание осознание сопричастности давно прошедшим событиям,
без которой нет и не может быть восстановления истории. Только после введения
в оборот среди широкого круга читателей исторических знаний, они обретают
свой действительный смысл.
Своими впечатлениями, предположениями и заключениями, возникшими в
ходе многолетнего путешествия в поисках исторического прошлого кыргызов с
берегов Енисея, авторы надеются заинтересовать пытливые умы подрастающего
поколения.