Саяно-Алтай и Тянь-Шань

Вопрос об этническом родстве кыргызов Енисея и Тянь-Шаня, о возможном
происхождении современного кыргызского народа от енисейских кыргызов
давно волнует ученых.
Одним из первых в отечественной историографии высказал предположение о
происхождении современных киргизов с Енисея Г.Ф. Миллер.1 Вслед за ним Н.Э.
Фишер предположил, что кыргызы были переселены с Енисея на Тянь-Шань
джунгарами в конце XVII века по договору с Россией.2 Это мнение разделяли К.
Риттер, Ю. Клапрот и др. Особой позиции придерживался Н.Я. Бичурин,
считавший кыргызов Енисея и Тянь-Шаня разными народами.
В распоряжении ученых XVIII- начала XIX веков были русские исторические
документы, повествующие о енисейских кыргызах XVII в. н.э. и китайские хроники
династий Хань, Тан и Юань. Интересовавшийся данным вопросом Ч.Ч. Валиханов
пытался привлечь к его решению сведения из сочинения Абул- Газихана и
исторические предания кыргызов. У него сложилось впечатление, что кыргызы
никуда не переселялись, поскольку в преданиях «самого народа, который
совершенно опровергает это, не знает и не помнит о движении своем и
единогласно считает своей родиной горы Анджанские, невольно приходишь к
заключению, что не были ли киргизы (выходцы) анджанские? Действительно, что
дикокаменные киргизы живут на нынешних местах, т.е. в горах от Кашгара до
Анджана, издавна».3 Впрочем, «издавна» для Ч.Ч. Валиханова означает «до XVII
века», т.е. он отвергает возможность переселения кыргызов джунгарами в XVII
веке на Тянь-Шань, но не более того. «При всем том развить этот вопрос до
известной ясности, принимая первое — дикокаменных киргизов за один и тот же
народ с сибирскими киргизами, но переселившийся до Чингиз-хана или
современно ему в Восточный Туркестан; второе, что сибирские киргизы исчезли
не от переселения, как поняли прежде, а ушли вследствие различных
неблагоприятных (обстоятельств), (и) живут на тех же местах, где жили прежде».4
Тем самым он допускал возможность переселения кыргызов из Сибири в
Восточный Туркестан в домонгольское или монгольское время.
В.В. Радлов, основываясь на состоянии изученности этого вопроса в середине
XIX века, поначалу относил переселение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань ко
времени возвышения кыргызского государства в IX веке. Но со временем он
изменил свою точку зрения и высказал предположение, что кыргызы были
вытеснены с первоначальных мест обитания к югу от Саян монголами в XIII веке5
по трем направлениям: одна группа на Тянь-Шань, другая — в Верхний Енисей,
третья — к северу от Саян. При этом В.В. Радлов опирался на данные этнографии и
языкознания.
Используя материалы о родоплеменном составе киргизов и версию китайских
источников о тождестве терминов «бурут» и «болюй», Н. А. Аристов высказывал
предположение о том, что кыргызы под названием усуней обитали на Тянь-Шане
еще с III в. до н.э.6 В.В. Бартольд первоначально считал, что кыргызы
переселились на Тянь-Шань с Енисея в IX-X вв. Однако, обобщив в 1927 году все
известные сведения китайских и мусульманских источников, он пришел к выводу,
что «только в XVI в. впервые упоминаются киргизы в той местности, где они
живут теперь, причем, как мы увидим,нет никаких сведений с том, как и когда они
туда пришли».7 Ему возразил Г.Е. Грумм- Гржимайло, заявив, что
«киргизы-буруты» обитали в домонгольское время в Баргужин-Токуме, по
соседству с бурятами, откуда переселились на Тянь- Шань, «вероятно, в XIII в.»8
Впервые опыт широкого привлечения для решения данной проблемы
археологического материала был предпринят А.Н. Бернштамом.

Скачать реферат Саяно-Алтай и Тянь-Шань