Угон кыргызов в Джунгарию

Большинство дореволюционных исследователей предполагало, что кыргызы в
начале XVIII в. под натиском русских оставили степи Енисея и сами ушли к
калмыкам.1 Историки XX в., не отрицая в целом факт насильственного увода
населения Хонгорая, расходятся в оценках масштабности этого исторического
события, от признания полного угона до фиксации передвижения
немногочисленной феодальной верхушки.2 Для решения этой важной проблемы
нам пришлось проанализировать широкий круг источников, ввести в научный
оборот новые архивные материалы, привлечь данные исторического фольклора
народов Саяно-Алтая.
В начале XVIII в. джунгарский контайша Цэван Рабдан (годы правления —
1699-1727 гг.), учитывая осложнившуюся политическую обстановку в Центральной Азии и опасаясь военной угрозы со стороны Китая и России, решил
переселить к своей ставке по р. Эмель-гол номадов Южной Сибири — кыргызов,
телеутов и мингатов.
В начале 1701 г. в Москву были отправлены послы джунгарского хана. В своем
послании Цэван-Рабдан писал, что в смежных землях между подданными России и
Джунгарии происходят ссоры и «киргиз-калмыков [т.е.енисейских кыргызов — В.Б]
их великого государя сибирских городов воеводы берут обманом и построили на
их земле города и буде царского величества людей не унять, впредь будут ссоры».
В ответ на заявление джунгарского хана и агрессивные действия князей Хонгорая
Петр I указал воеводам Томска, Красноярска и Кузнецка «кыргызских людей
смирить войною тремя городами». В 1701-1702 гг. последовала целая серия
походов русских войск против кыргызов.4 Для урегулирования возникших
проблем Цеван Рабдан отправил в 1701 г. в Хонгорай своего племянника
Аба-зайсана с военным отрядом «а приказано де было ему Абе с служилыми
людьми с томскими, с кузнецкими, с красноярскими кыргыз помирить, а он Аба не
помирил».
Затем, в декабре 1702 г. «прислал он контайша от себя в Кыргызскую землицу
ближнего своего человека Аранжаму» для переговоров с русским властями.
Произошла встреча томских и красноярских представителей в урге наместника
Аба-зайсана по р.Ниня.
До сих пор остаются неясными мотивы и причины переселения кыргызов в
Джунгарию. Известный историк Сибири Г.Ф. Миллер утверждал, что этот акт был
осуществлен «по ранее заключенному соглашению «между Россией и
Джунгарией.5 Такую же точку зрения поддерживает Гагамейстер.6 Обнаруженные
нами некоторые документы подтверждают подобные выводы. Среди бумаг
Красноярской канцелярии упоминался договор, заключенный с Аба-зайсаном.
Текст его гласил, что «отмеченные де кыргызы взяты в калмыцкое контайшино
владение, а по тем договорам отдано в Россию триста луков ясашных людей».7
После договора с наместником джунгарского хана, как сообщали томские
представители, «кыргызские люди за то свое воровство и неустойку из
Кыргызской землицы многие сведены в Калмыцкую землицу и осталось в той
землице небольшие люди и о том договоре с ними Ейзаны с Абою и Аранжамою
статейные списки за ево рукою посланы».8 Джунгарские дипломаты «Аранжама
Чембиль с товарищи» «мирный свой лист дали за своею печатью», а также
печатями трех кыргызских улусных тайшей — Тангут Батур-тайша, Хорчин
Унзен-тайша и Шурлу Мерген- тайша9, подписавших свой приговор.

Скачать реферат Угон кыргызов в Джунгарию